Дружественные проекты:

Мастерская группа JNM 

Ролевые игры живого действия 

Александр 6 

Золотые Леса

Комкон-2007. Ролевой конвент в Москве





Русская литература на рубеже XIX-XX вв.

Версия для печати

В литературе XIX века главенствующую роль играл реализм – художественный метод, для которого характерно стремление к непосредственной достоверности изображения, созданию как можно более правдивого образа действительности. Реализм предполагает подробное и четкое описание лиц и предметов, изображение определенного реального места действия, воспроизведение особенностей быта и нравов. Все это, по мнению писателей-реалистов, является необходимой предпосылкой для раскрытия душевного мира людей и подлинной сущности исторических и социальных конфликтов. Следует заметить, что при этом авторы подходили к жизненным реалиям не как бесстрастные регистраторы – напротив, средствами реалистического искусства они стремились возбуждать в читателях общечеловеческие нравственные стремления, учить добру и справедливости.

На рубеже XIX-XX реализм по-прежнему популярен, в русле реалистического метода творят такие известные и получившие признание авторы, как Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Короленко, а также молодые писатели Иван Бунин и Александр Куприн. Однако в реализме того времени появляются и новые тенденции, получившие название неоромантических. Писатели-неоромантики отвергали «прозаическое существование» обывателей и воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной, часто экзотической обстановке. Именно неоромантические произведения, созданные в 90-х годах, принесли известность молодому Максиму Горькому, хотя более поздние его сочинения написаны скорее в рамках традиционного реализма.

 

В это же время в обществе стали распространяться настроения, получившие название декадентства (от франц. decadence - разложение): безнадежность, ощущение упадка, тоски, предчувствие конца, любование красотой увядания и смерти. Эти настроения оказали большое влияние на многих поэтов и прозаиков.

Влияние декадентства заметно в творчестве писателя Леонида Андреева, в реалистических произведениях которого все сильнее и сильнее стали звучать пессимистические мотивы, неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни к лучшему, опровержение всего, на что надеются и во что верят люди.

Черты декадентства можно также заметить в творчестве тех авторов, что создали в русской литературе направление символизма.

 

Основой эстетической доктрины символизма было убеждение, что сущность мира, сверхвременная и идеальная, находится за пределами чувственного восприятия человека. По мнению символистов, образы истинного мира, постигаемого интуитивно, не могли быть переданы иначе как через символы, через символическое обнаружение аналогий между миром высших реальностей – и миром земным. Символистам свойственно обращение к религиозно-мистическим идеям, к образам античного и средневекового искусства. Также они стремились выдвинуть на первый план изображение индивидуальной скрытой жизни человеческой души с ее смутными порывами, неопределенной тоской, страхами и волнениями. Поэты-символисты обогатили поэтический язык множеством новых ярких и смелых образов, выразительных и красивых сочетаний слов и расширили область искусства изображением тончайших оттенков чувств, мимолетных впечатлений, настроений и переживаний.

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, находясь в большей степени под воздействием декадентства, проповедовали камерность, культ красоты уходящего времени, свободное самовыражение поэта. «Младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) на первый план выдвигали философские и религиозные искания; они мучительно переживали проблему личности и истории в их таинственной связи с сутью вселенского мирового процесса. Внутренний мир личности мыслился ими как показатель общего трагического состояния мира, обреченного на гибель, и одновременно вместилище пророческих ощущений близкого обновления.

По мере осмысления опыта Революции 1905-07 гг., в которой символисты увидели начало осуществления своих катастрофических предчувствий, выявилась неодинаковость в концепциях исторического развития России и идеологических симпатиях у разных поэтов-символистов. Это предрешило кризис и, впоследствии, распад символистского движения.

 

В 1911 году возникло новое литературное направление, получившее название акмеизм. Название было образовано от греческого слова «акме» (высшая степень чего-либо, цвет, цветущая сила), так как поэты-акмеисты считали свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Ранняя группа акмеистов, объединившаяся в кружок «Цех поэтов», состояла из Сергея Городецкого, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута, Анны Ахматовой и др. Во время расцвета группы ее литературным органом являлся журнал «Аполлон»; также они издавали альманахи «Цеха поэтов» и (в 1912-13 годах) - журнал «Гиперборей».

Уважая все достижения символизма, акмеисты тем не менее возражали против насыщения литературы мистикой, теософией и оккультизмом; они стремились освободить поэзию от этих непонятностей и вернуть ей ясность и доступность. Они декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира» и в своих стихах описывали звуки, формы, краски предметов и явлений природы, перипетии человеческих отношений. При этом акмеисты отнюдь не пытались воссоздавать реальную действительность – они просто любовались вещами как таковыми, не подвергая их критике и не размышляя об их сути. Отсюда склонность акмеистов к эстетизму и отрицание ими какой бы то ни было общественной идеологии.

 

Почти одновременно с акмеизмом появилось еще одно литературное направление – футуризм (от лат. futurum – будущее), практически сразу распавшееся на несколько группировок. Общей основой движения футуристов было стихийное ощущение неизбежности крушения старого мира и стремление предвосхитить и осознать через искусство рождение мира нового. Футуристы разрушали сложившуюся систему жанров и литературных стилей, разрабатывали свою систему стихосложения, настаивали на неограниченном словотворчестве вплоть до изобретения новых диалектов. Литература футуризма была также связана с изобразительным искусством: часто организовывались совместные выступления поэтов и живописцев новой формации.

Ведущая группа русских футуристов носила название "Гилея"; впрочем, ее участники – Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Алексей Крученых - называли себя также «будетлянами» и «кубофутуристами». Их принципы были оглашены в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912). Манифест был нарочито эпатажным; в частности, скандальную известность получило высказанное там требование «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». Кубофутуристы предлагали переделку мира, которую следовало начать с переделки языка. Это вело к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, к пренебрежению грамматическими законами. Кроме того, кубофутуристы резко изменили предмет поэзии и стали воспевать то, что раньше считалось антиэстетическим, антипоэтическим – и это привнесло в поэзию вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа.

Другая группа, носящая название «Ассоциация эгофутуристов», была основана поэтами Игорем Северяниным, Георгием Ивановым. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

К течению футуризма также относились такие группировки, как «Мезонин поэзии» (в состав которой входил Борис Лавренев), «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак) и ряд футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве, Тбилиси.

 

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Николай Клюев, Петр Орешин). Крестьяне по происхождению, они посвящали свое творчество зарисовкам картин деревенской жизни, поэтизации крестьянского быта, традиций.

 

В поэзии того времени были также яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению, - например, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева.

 

На рубеже веков переживала свой взлет также и сатирическая литература. В 1900-е годы в России издавалось более 250 одних только сатирических журналов – разумеется, это были издания далеко не равноценные, отличающиеся друг от друга как политической направленностью, так и литературно-художественными достоинствами. На этом фоне выделялся журнал «Сатирикон» (первый номер вышел в 1908 году), который стал действительно явлением в литературной жизни России. Смелая политическая сатира, обличение лжи и пошлости в общественной жизни страны соседствовали в журнале с безобидной юмористикой. В разное время в журнале сотрудничали такие авторы, как Аркадий Аверченко, Саша Черный, Тэффи.

В 1913 году в результате внутриредакционного раскола и конфликта с издателем из журнала ушло большинство ведущих сотрудников во главе с Аркадием Аверченко, который стал основателем и редактором «Нового Сатирикона».