Дружественные проекты:

Мастерская группа JNM 

Ролевые игры живого действия 

Александр 6 

Золотые Леса

Комкон-2007. Ролевой конвент в Москве





Теософское учение Е. П. Блаватской

Версия для печати

В начале ХХ века среди образованных людей получили большое распространение спиритизм, увлечения различными «гуру», масонством, а также теософия, учение Е. П. Блаватской, существовавшая в множестве форм.

Теософия и спиритизм были двумя наиболее важными оккультными движениями в России на рубеже веков. Они имели наибольшее число последователей и доминировали в журналах и других изданиях. Из этих двух теософия была более значима и влиятельна в философском и культурном отношении, хотя спиритизм обладал большим числом сторонников и пользовался большим вниманием прессы. Всего же с 1881 по 1918 год в России выходило почти 30 оккультных журналов: большинство из них, не будучи преданными исключительно теософии, публиковали также и теософские материалы.

Еле́на Петро́вна Блава́тская (1831 - 1891), урождённая Ганн – родилась в Российской империи. Позже эмигрировала, и основную деятельность проводила в США, Англии и Британской Индии. Дочь писательницы Е. А. Ган, двоюродная сестра политика С. Ю. Витте, младшая сестра Блаватской — писательница В. П. Желиховская. Сбежав от своего первого мужа – Блаватского, в Англии вышла замуж за Г. Олькотта. Основательница Теософского общества, основанного в 1875 году, в штаб-квартире в Адьяре (Индия).

По словам Блаватской, свои духовные знания они получила от Махатм - группы бессмертных духовных Мастеров, проживающих в скрытых обителях в Гималаях. Главными учителями Блаватской были Махатма Мория, Махатма Кутхуми и Джвал Кхул. Содержание своих главных работ – «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» - Блаватская, по ее утверждениям, получила от Махатм телепатически, как и множество писем, адресованных А.П. Синнету и другим теософам.

Она преподавала мистическо-философское учение, основанное на индийских и тибетских традиционных учениях, которое она называла Теософия. Из основных ее достижений можно перечислить следующие:

  • Она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения) в Европе и Америке.
  • В своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника (имеют общий корень).
  • Она объясняла важность морали и братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость. (Правда, «братство без разделения» существовало скорей на словах – в самой организации бытовала жесткая структура и нетерпимость к иным мнениям).
  • Созданное ей теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников. Существовало теософское общество и в России. Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.
  • Деятельность теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований, и распространению буддизма в западных странах.

Учение Блаватской осуждалось Русской Православной церковью.

В широком смысле теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Основные положения учения Блаватской изложены ниже, однако в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несет в себе частицу Перевопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной.

Основные положения теософии таковы:

  • Происхождение Вселенной. Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, психический, астральный и материальный.
  • Человек. Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.
  • Учение о реинкарнации (перевоплощении). Эволюция человека совершается путем многих рождений и смертей. Каждый раз, рождаясь заново, он приобретает новый опыт и знания. Принцип жить самопожертвованной жизнью, ставя в основу своей жизни служением людям делает его активным участником божественного творения.
  • Закон Кармы — закон причин и последствий. В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы: “Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с ее законами, или же нарушаем их.”

Идеи теософии оказали влияние на мировоззрение Махатмы Ганди, Е. И. Рёрих и Н. К. Рёриха, В. В. Кандинского, В.Соловьева, Гурджиева и многих других. Труды Блаватской оказали влияние на теоретиков немецкого национал-социализма, в частности, основателя общества «Туле» Рудольфа фон Зеботтендорфа.

Теософское общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем. Штаб-квартира общества с 1882 года находится в Адьяре.

Три цели Теософского общества, провозглашенные его основателями:

  1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
  2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
  3. Исследование необъяснённых законов природы и сил, скрытых в человеке.

Девиз Теософского общества: «Нет религии выше истины» («No Religion Higher Than Truth»).

Первые теософские кружки в России появились в 1901 году. Они носили характер частных домашних встреч. Русская православная церковь и правительство привносили целый ряд сложностей в работу кружков. В условиях жесткой цензуры и контроля теософские кружки существовали нелегально, так как им отказывали в регистрации. Только после 1905 года положение изменилось.

Российское Теософское (теософическое) общество (РТО) официально зарегистрировано в 1908 году.

Руководящим органом Общества являлся Совет, в который входили Председатель, Секретарь, Казначей и три члена Совета, которые выбирались на общем собрании. Председатель и члены Совета выбирались из какого-либо одного отделения и Совет работал по месту нахождения данного отделения. На Председателя возлагалось руководство Советом, контроль за выполнением Устава и различных постановлений, представительство на международных конгрессах, хранение и пользование печатью. Секретарь вел делопроизводство — протоколы, списки, отчеты. Казначей производил все денежные операции от приема до выдачи сумм, ведений соответствующих документов (приходно-расходные книги). На Совет в целом возлагалась работа по организации деятельности Общества: созывы собраний, связи с другими организациями, утверждение отчетов и смет, распоряжение имуществом и т.д.

Совет имел право приглашать на заседания людей, не входящих как в сам Совет, так и в Общество, если считал это необходимым и данное лицо имело право голоса. Общие собрания могли быть как закрытые, только для членов Общества, так и открытые, куда приглашались гости, это зависело от вопросов, стоящих на повестке дня.

Общие собрания созывались через публикации в газетах и по повесткам за две недели до собрания. Они проводились 1 раз в год (обычно декабрь-январь). Решения принимались большинством голосов.

Согласно утвержденному Уставу Общество имело право открывать свои Отделения, приобретать и отчуждать недвижимость, заключать договора, открывать детские колонии, начальные и средние профессиональные школы, библиотеки и другие научно-просветительские учреждения, учреждать стипендии, издавать книги, делегировать своих членов на различные съезды, включая международные.

При открытии Отдела в каком-либо городе России необходимо было наличие 7 членов Теософского Общества, и их письменное заявление в Совет. При положительном решении Совета на открытие Отдела, Городское по делам об Обществах Присутствие обязано было по просьбе Совета уведомить местные власти. Если Совет не мог принять единогласного решения, то вопрос об открытии Отдела выносился на Общее собрание. Отдел должен был подавать в Совет сведения о составе членов, отчет о деятельности и платить взносы.

Средства Общества составляли взносы, добровольные пожертвования, доходы от издательства. Суммы разделялись на неприкосновенный и расходный капитал. Первый помещался в банк в виде государственных процентных бумаг. Второй находился на текущем счету. Казначей хранил суммы, необходимые на ближайшие расходы. Внесметные расходы на сумму до 300 рублей производились по собственному усмотрению с обязательным докладом на ближайшем Общем собрании, свыше этой суммы только после разрешения Общего собрания или Отдела.

В 1913 году Российское Теософское Общество имело отделения в Москве, Калуге, Ростове на Дону, Киеве, Ялте. Членом Общества мог стать любой желающий, разделяющий Теософские взгляды и признающий основные положения Теософского Общества. Необходимо было подать письменное заявление и иметь рекомендации двух членов Общества. Прием проводился через решение Совета и исключал всякую формальность. Временно задерживался прием лиц, побуждением к вступлению которых было лишь развитие в себе психических сил. С такими людьми Совет проводил разъяснительную беседу, объясняя свою позицию.

Интересен тот факт, что через год после своего официального открытия Общество приняло решение провести в России в Петербурге в мае 1913 года Международный съезд по Теософии и в министерство внутренних дел было направлен необходимое обращение. Но в ответном извещении было сказано, что министерство «не признает возможным разрешить созыв».

Накануне первой мировой войны теософии симпатизировали, по-видимому, несколько тысяч сотен россиян, но только 300 человек были официально зарегистрированы в РТО в 1913 году. Эта цифра более чем втрое превышает членство общества во времена его официального признания в конце 1908 года, что свидетельствует о неуклонном росте этой организации.

Официальные цифры членства не точно отражают существовавший интерес к её деятельности. Некоторые российские теософы ещё до 1907 г. были зарегистрированными членами европейских отделений (главным образом Бельгии, Англии и Германии) и никогда не меняли своё членство, хотя и посещали собрания и участвовали в мероприятиях РТО. Были и другие, которые воздерживались от официальной регистрации, поскольку Русская Православная Церковь, активными членами которой были многие теософы, относилась к этому обществу с неодобрением. Обычно консервативные государственные учреждения (а многие теософы находились на гражданской и военной службе) также неодобрительно относились к служащим, принадлежащим к объединениям, на которые хмуро взирала православная церковь. Общество, действительно, время от времени испытывало неприятности, и его приверженцы из средних слоев часто находили целесообразным вообще официально не регистрироваться.

Большинство зарегистрированных членов жили в больших городах, где активно действовали филиалы; теософы в провинциях нередко вовсе не беспокоились о регистрации.

Подавляющее большинство членов РТО принадлежало к мелкопоместному дворянству, среднему слою гражданской службы, к военным, лицам свободных профессий, к творческой интеллигенции и другим представителям небольшого, но растущего образованного среднего класса. Теософия привлекала также членов из слоев аристократии. К примеру: невестка Льва Николаевича Толстого — графиня Софья Николаевна Толстая, жена второго сына Толстого — Ильи, член Калужского отделения (умерла в Праге в 1934 г.); Варвара Пушкина, урожденная княгиня Голицына; княгиня Ада Трубецкая; князь Сергей Михайлович Волконский (1860—1937), директор Императорского Театра; княгиня Софья Владимировна Урусова, которая была первым секретарём и, позднее, президентом Московского отделения и др.

В Российском Теософическом Обществе преобладали женщины; по имеющимся данным, мужчины составляли менее трети его членов. Женщины занимали и большинство высших административных должностей. В среде российского образованного слоя, ещё очень небольшого накануне первой мировой войны, теософы составляли представительный контингент и в численном, и в материальном отношении.

Основным источником теософских идей в России явился научно-популярный журнал русских спиритуалистов «Ребус», издаваемый в Санкт-Петербурге с 1883 по 1903 год под редакцией В.Н.Прибыткова, а с 1904 по 1917 в Москве под редакцией П.А.Чистякова. В нем часто публиковались переводы из европейских оккультных журналов, в частности и из «Theosophist'а» Блаватской, а в 1883 году была опубликована статья В.П. Желиховской «Правда о Блаватской».

Центральным органом Российского Теософического Общества был журнал «Вестник теософии». На заглавной его странице было кредо Общества «Нет религии выше истины», которое, как утверждает Блаватская в книге «Из пещер и дебрей Индостана» было девизом махараджи Бенареса. В программу журнала входили 1) оригинальные и переводные статьи по теософии, сравнительному религиоведению, оккультизму, исследованиям психических сил, скрытых в природе и человеке, психологии и других связанных областей; 2) новости о теософическом движении в России и за границей, а также о близких духовных и общественных движениях; 3) биографии ведущих представителей теософического мировоззрения; 4) художественно-литературный отдел, показывающий отражение духовного в искусстве; 5) обзор вопросов и книг по теософии, психологии, спиритизму и т.д.; 6) справочный отдел ответов на вопросы читателей.

У «Вестника теософии» было несколько регулярных разделов — научный (о здоровье, питании и науке); обзор теософической литературы, составлявшийся Варварой Николаевной Пушкиной, где обозревались ведущие зарубежные теософические журналы; хроника теософического движения, которую вела Каменская; хроника жизни, посвящённая текущим событиям русской интеллектуальной жизни; из журналов и газет, дававшая выдержки из русской прессы, представляющие интерес для теософов, книжное обозрение, посвящённое книгам на темы паранормального, не имеющим прямого отношения к теософии, но отражавшим интересы обозревателей, колонка вопросов и ответов, построенная по образцу книги Блаватской «Ключ к теософии»; и «Из дневника теософа» — выдержки из личного дневника Каменской. По всему номеру были рассыпаны крупицы мудрости из разнообразных источников — Гёте, восточных писаний, Толстого, классики теософии, Библии, гностиков и т.д. С годами «Вестник теософии» стал обсуждать темы, касающиеся периферийных интересов русских теософов: нравственность, вегетарианство, образование, Атлантида, филантропия, проблемы европейской культуры, преступность, труд, женское движение, сектантство и качество жизни.

В эти годы одним из лидеров теософского движения была Анна Алексеевна Каменская (р. 1867 г.). Занимаясь частной преподавательской практикой, она организовала вместе с С.Л. Гельмбольдт частную гимназию, вела вечерние курсы для молодежи рабочих районов, участвовала в женском движении за равноправие, в создании бесплатных столовых для голодающих и народных библиотек. После личных встреч с А. Безант (ученицы Блаватской), А.А.Каменская решила создать Теософское Общество в России.

Не менее известной и яркой фигурой Российского Теософского Общества была Анна Павловна Философова (1837–1912), лидер женского движения, основатель Женского взаимно-благотворительного общества в Петербурге, принимавшая активное участие в организации школ и больниц для бедных. Начав изучать теософию в Германии по возвращении в Россию в 1892 году, на почве благотворительности она познакомилась с Каменской, затем прослушав несколько частных лекций А.Каменской вскоре А.П. Философова стала членом теософского кружка М.фон Штраух и первейшей помощницей в организации Российского Теософского Общества. Она поддерживала общество финансово, предоставляла свой престижный салон в Петербурге для дискуссий и лекций, представляла Российских Теософов на различных конгрессах за границей. Вплоть до самой смерти А.П. Философова оставалась активным членом РТО, хотя на многое в Теософии имела свое независимое мнение.

Российские теософы имели свой собственный особый стиль жизни. Их «сезон» открывался 18 сентября (1 октября по новому календарю) — в день рождения м-с Безант, — и закрывался 25 апреля (8 мая по н.к.) в День Белого Лотоса (день «ухода Е.П. Блаватской с физического плана»). Главным событием сезона было празднование годовщины основания Теософического Общества — 17 ноября. По традиции члены РТО из провинции приезжали в Санкт-Петербург на «Золотую неделю», в течение которой проводили серии специальных лекций, встречи за чаем, музыкальные вечера, выставки индийского искусства и другие мероприятия.

Каждую неделю этого сезона Санкт-Петербургское отделение устраивало 2-3 собрания, гостеприимно открытые для широкой публики. Эти собрания были столь популярны, что к концу 1913 г. РТО проводило свои публичные лекции в главном зале Тенишевской Академии (413 мест). Многие из ведущих членов деятельно расширяли лекционную работу общества в провинциях. Теософы вообще относились к проведению лекций с большим энтузиазмом и часто собирали аудитории на такие темы, как «Теософия и жизнь», «Структура Космоса и структура человека», «Перевоплощение», «Доктрина кармы и дхарма», «Развитие психических сил и воспитание нового человека», «Путь ученичества и Миссия человечества».

Публичные лекции обозревались в местной прессе и иногда в «Ребусе», который продолжал наблюдать за российским теософическим движением. С первого дня с образования Теософического Общества его главный редактор Чистяков сообщал о его деятельности и целях, считая своим долгом информировать публику и заставлять теософов быть честными. Так, появлялись разоблачительные статьи на теософа Ледбитера – одного из самых одиозных и скандальных персонажей теософского движения.

Еженедельно устраивалось также равное число закрытых собраний только для членов и специально приглашённых гостей. Регулярно проводились и заседания членов различных кружков. На них председатель часто зачитывал последние статьи светил центрального Общества или проводились симпозиумы по классике теософии или какому-то аспекту учения. Публичные лекции и лекционные циклы для членов общества были частью «экзотерической теософии», доступные для всех, кто желал присоединиться и участвовать в чтениях; но общество имело и внутреннюю, закрытую «эзотерическую секцию» для немногих избранных, чьё духовное развитие было более продвинутым и готовым к восприятию наиболее утончённых вопросов эзотерической философии. На всех встречах практиковались музыкальные антракты, декламация вдохновляющей поэзии, индусских писаний и ароматы ладана. По пятницам устраивали чай и открытые собеседования в элегантном, декорированном центре РТО, который предполагалось расширить, чтобы вмещать по крайней мере сотню членов во время закрытых заседаний.

Теософы посещали не только свои лекции, но и лекции своих оппонентов. Когда в начале 1912 года Ментин читал лекцию в Калуге, направленную против теософии (Теософия — это «опасная эпидемия»), чтобы защитить общество, на ней присутствовали Елена Писарева, её муж Н.В.Писарев и Г.Гагарин. В Полтаве во время лекции недружественного ректора местной семинарии архимандрита Варлаама «о вредном влиянии модной теософской доктрины, которая начинает сильно прельщать нашу молодежь», теософы защищали свои позиции и на лекции, и в местной газете.

Вообще же теософы предпочитали свою собственную компанию и проводили свободное время в своей среде. Они имели собственный вегетарианский ресторан и даже дачу для вегетарианцев — пансион «Васанта» в деревне «Самопомощь» в 45 минутах езды от Санкт-Петербурга, где они проводили время на свежем воздухе. Это был дар члена РТО Ивана Анучкина; в декабре 1915 г. эта дача сгорела. К этому времени теософы уже собирали средства для строительства современного санатория — «Бела» на берегу Чёрного моря. «Подборки» Писаревых также предлагали свой кров для тех, кто в этом нуждался. Наконец, общество с энтузиазмом участвовало в планах создания в С.-Петербурге буддийского храма.

Хотя теософы воспринимались многими как элитное сообщество, исключительное и даже высокомерное, они не были изолированы от других социальных движений. Фактически рост Теософического Общества шёл рука об руку с женским движением. Одна из причин этого была широта воззрений и глубокая убеждённость женщин-теософов. М-м Блаватская была уникальной женщиной для своего времени; шарлатанка или нет, она достойна уважения за совершение того, чего в том веке могли достигнуть лишь немногие мужчины. Её бабушка была выдающейся личностью, её мать была в числе первых писательниц-феминисток. Анна Каменская была профессионально вовлечена в педагогику и детское воспитание. Нина Гернет была удивительно независимой и странствующей женщиной конца XIX столетия. Многие женщины, участвуя в теософском движении, владели собственным бизнесом, были врачами, учителями или специалистами в других областях. Анна Философова была главным двигателем, способствующим вовлечению теософских обществ в филантропические и социальные проекты. Она была и главной фигурой в российском женском движении; вместе с д-ром А.Н. Шабановой она помогла организовать первый Всероссийский Конгресс женщин (1908), в котором участвовали теософы — и мужчины, и женщины. Она была также участницей многочисленных филантропических начинаний, включая строительство первого общежития для работающих женщин в Санкт-Петербурге.

Женское движение было естественным союзником Теософического Общества, поскольку это была группа меньшинства с большим контингентом женщин и устремлением к социальной деятельности. Теософы видели в нём союзника, потому что вовлечённые в него женщины обладали «видением». «Голоса с высших планов находят естественный отклик в сердце женщины. По этой причине женское движение сильно, и по этой причине оно должно быть успешным. В его мечте о человеческом братстве вне зависимости от пола и класса оно приближается к теософии и соединяется с ней» — объясняла Надежда Трофименко-Дмитриева. В этом взгляде теософы были своеобразным эхом позиции Лиги Свободных Женщин в Лондоне и других международных женских организаций. Они выступали за семью, за большие возможности для женщин в получении образования и за полное равенство с мужчинами.

Участие в различной филантропической деятельности было вообще характерно для теософического движения. Теософы открывали вегетарианские кафетерии и кухни питания для бедных, работали в больницах, вели детские сады, организовывали для нуждающихся повседневную работу, устраивали рождественские ёлки для детей из бедных семей, распределяли среди них сласти, книги, игрушки и проводили развлекательные вечера для нуждающихся стариков. Теософы были в числе первых, проявивших интерес к новому методу преподавания Марии Монтессори и применяли его в своей воспитательной работе; они вообще были деятельны в области педагогики. В РТО был педагогический кружок, который регулярно проводил свои занятия; члены его работали в детских садах и создали небольшую библиотеку литературы по вопросам воспитания и начального обучения.

Наконец, теософы участвовали в движениях, связанных с развитием разных видов ремесленного искусства, ибо, по их теории, люди стали бы здоровее и счастливее, если бы работали и своими руками. Российское Теософическое Общество было связано с Международным Союзом Ручного Труда. Особенно активной по этой линии была Александра Логиновна Погосская; она писала и переводила для «Вестника теософии» под псевдонимом «Дана». Она жила во Флориде и в Англии, часто бывала в России с лекциями в Калужском отделении РТО. В течение 22 лет она участвовала в экспорте крестьянских кустарных и ремесленных изделий за границу. Она была также вдохновенным связным между российскими и британскими теософами, часто посещая обе страны.

Теософы были неутомимыми филантропами. Большинство членов РТО были исполнены добрых намерений, благородства, идеалистических устремлений; это были мужчины и женщины, которые видели в теософии не только псевдорелигию или эзотерическое учение, но также и форму социальной и филантропической помощи. Они горячо верили в теософскую концепцию «активного идеализма» и подписывались под её принципом: «В социальной сфере теософия учит необходимости строительства новой жизни на основе братства и нравственной ответственности каждого человека за других людей и других людей за каждого человека». Теософия удовлетворяла их потребность «причастности» к деланию «добрых дел» на благо человечества во имя высокой идеи.

Цензура по-прежнему представляла некоторую проблему для теософов. Некоторые работы, не проходившие цензуру, циркулировали в рукописях — только для членов и заинтересованных. Качество переводов было неравномерным — некоторые были сделаны компетентно, а некоторые были лишь приблизительными пересказами. Каменская и редакция не гнушались удалением некоторых резких высказываний или передачей их в более мягких словах, чтобы не раздражать цензуру, власти и читателей.

Несмотря на усилия Каменской избежать внимания властей, она несколько раз вызывалась в Третье Отделение. Однажды она даже была ненадолго арестована за один материал, опубликованный в журнале, и 12 марта 1912 г. провела в суде. Её обвиняли в том, что она допустила в мартовском выпуске за 1912 г. публикацию пренебрежительного замечания о византийском императоре Константине, считавшемся святым, но 18 мая была оправдана. Это было самое серьёзное, но не единственное из её трений с царской тайной полицией, которая постоянно держала теософов под наблюдением.

Интересно, что на русской почве идеи теософии тесно переплетались с «русской идеей» и православием, несмотря на их явное противоречие. Видно, дело в том, что, как написано уже в разделе про сектантов, православие для русских во многом не конфессиональная принадлежность, а этническое самоопределение. Так, в кредо теософов Смоленска указано: «Теософское общество формирует ядро христианского братства, которое изучает религиозные системы, философию и естественные науки, исследует силы природы, скрытые в человеке, борется против материальной стороны человеческой сущности, распространяет принципы духа истины; развивает духовные силы и устанавливает превосходство духа над материей. Главное для членов Общества — «Возлюби ближнего своего как самое себя».

Некоторое время в теософских обществах состояли даже православные священники. Однако 25 апреля 1908 года своим декретом святейший Синод запретил православным иерархам участвовать в деятельности или поддерживать подобные общества, считая их враждебными по отношению к православному христианству.