История Почты России с XIX по начало XX вв.

Русская почта - одна из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

Пройдя со времен своего зарождения ряд этапов, с начала XIX века почта в России стала хорошо организованной разветвленной структурой. Особенно важны были в этом плане изменения, произведенные Главным почтовым управлением после реформы 1830 года: тогда была введена городская почта, осуществляющая доставку почтовых отправлений в городах, были введены новые формы содержания почтовых станций, производство почтовых операций было приведено к единообразию, и т.д. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства начали организовывать собственные почты. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Все вверяемые почтовым учреждениям предметы для доставки или пересылки по адресам составляют корреспонденцию. По различию ответственности почтовых учреждений перед отправителем различается корреспонденция простая и страховая. К простой корреспонденции относятся: а) простые - закрытые и открытые - письма и бандерольные отправления, b) заказные отправления тех же наименований и с) посылки без цены. Страховую корреспонденцию составляют: а) денежные в ценные пакеты и почтовые переводы, b) ценные посылки и с) узлы со звонкой монетой. Корреспонденция, пересылаемая внутри империи, называется внутренней, а пересылаемая за границу - международной. Внутренняя корреспонденция разделяется на иногороднюю, пересылаемую из одного места в другое, и местную, не подлежащую фактической пересылке по почте, как, например, корреспонденция, адресованная на имя лиц или учреждений, находящихся (или получающих свою корреспонденцию) в том же месте (городе, посаде, местечке, селе, деревне), где и почтовое учреждение, в которое она подается. Международная корреспонденция делится на письменную (закрытые и открытые письма, бандерольные отправления), пакетную (денежные и ценные пакеты для стран, приступивших к условию об обмене пакетов с объявленной ценностью) и посылочную (посылки ценные и без цены, маловесные посылки, денежные и ценные пакеты для стран, не приступивших к условию об обмене пакетов с объявленной ценностью). Внутренняя и международная корреспонденция подразделяется на частную и казенную. Первая подлежит оплате всеми почтовыми сборами; под казенной же разумеется вся та внутренняя корреспонденция - а также почтово-служебная, пересылаемая между русскими и иностранными почтовыми учреждениями, - которая пересылается без платежа весового сбора, все равно, подается ли она правительственным учреждением или должностным лицом, или частными учреждениями, которым дарована льгота бесплатной пересылки по почте своей корреспонденции.

Основной почтовой операцией является пересылка письменной корреспонденции, то есть закрытых и открытых писем и бандерольных отправлений, простых и заказных. В противоположность почтовой технике прежнего времени, которая требовала, чтобы на каждое почтовое отправление был оправдательный документ (вследствие чего вплоть до XIX века внесение каждого отдельного письма в реестр считалось необходимым), современная почта, при колоссальности своих оборотов, стремится по возможности упростить и ускорить все свои действия по приему, экспедиции и доставке корреспонденции. Сложность прежних тарифов вызывала необходимость в отнесении каждого письма в почтовое учреждение и в продолжительных совещаниях, а иногда и пререканиях с приемщиком. Современный единообразный тариф известен почти всякому, а для приема писем пользуются почтовыми ящиками, открытыми во всякое время дня и ночи и расставленными по многим пунктам. В среднем, на каждое почтовое учреждение не приходится и трех почтовых ящиков. Только в больших городах - Петербурге, Москве, Одессе и др. - выставлено по нескольку десятков почтовых ящиков, а почти во всех остальных городах, где существуют почтовые учреждения, имеется только по два обязательных почтовых ящика: один внутри, другой - снаружи здания почтового учреждения.

Если отправитель корреспонденции желает, чтобы она хранилась в почтовом учреждении до прибытия адресата за получением ее, то он должен на адресной стороне такой корреспонденции сделать надпись: \"до востребования\". Такая корреспонденция выдается адресату по представлении им удостоверения личности. На простых письмах и простых бандерольных отправлениях, адресованных \"до востребования\", дозволяется надписывать вместо имени адресата условные знаки, по заявлении о которых она выдается.



http://ptales.holdgold.ru - "Провинциальные истории", 18.05.07