Дружественные проекты:

Мастерская группа JNM 

Ролевые игры живого действия 

Александр 6 

Золотые Леса

Комкон-2007. Ролевой конвент в Москве





Кулачный бой

Версия для печати

Общеизвестно, что еще в не столь далеком прошлом у русских (а также у украинцев и белорусов) широко бытовал один из типов рукопашных состязаний — кулачный бой. Основное содержание его — бой кулаками, без применения оружия; драка кулаками, для забавы, «из молодечества», при соблюдении ряда правил.

В городах начала XX века эта традиция претерпела новый взлет, и, было затухающая, неожиданно расцвела в промышленных городах. Организованные кулачные бои в Москве и Петербурге, не говоря уж о других фабрично-заводских центрах, являлись характерной чертой быта рабочих.

Кулачные бои проводились обычно зимой в воскресные и праздничные дни, заканчиваясь в последний день масленицы или на первой неделе Великого поста и достигая в это время наибольшего размаха. Начинались они поздней осенью, проводились в воскресные и праздничные дни, достигая больших размеров на рождественских Святках, Пасху, Семик-Троицу и особенно — в масленичную неделю, и завершались в июне, часто на Петров день. Как правило, игра приурочивалась в это время к престольным праздникам.

Кулачные бои подчинялись традиционным правилам, которые содержали следующие основные положения:

  1. не иметь «сердца» («злобы») на противника;
  2. «лежачего не бьют, мазку (на ком кровь) не бьют»;
  3. не бить сзади;
  4. «закладок» (тяжелых предметов, усиливающих удар) в руки не брать»;
  5. «не бить с подножкой» и не применять приемов борьбы;
  6. не бить ногами.

Таким образом, неписаные правила отражали традиционные морально-этические нормы и в определенной мере способствовали безопасности бойцов. Перед боем правила во всеуслышание подтверждались, нарушение их жестоко каралось: виновного били «не на живот, а на смерть» и своя, и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя.

Существовало несколько видов боя, отличавшихся друг от друга тем, что в каждом из них, наряду с общими, имелись особые правила, изменявшие характер игры.

  1. Бой «один на один» («одиночный бой», «сам на сам», «охотничий бой», «сам друг», «бой поодиночке») представлял собой единоборство двух бойцов. Наряду с общими, здесь действовало правило: «Двое дерутся, третий не лезь». Бой начинался вызовом одного из бойцов и продолжался либо до первой крови, либо до тех пор, пока один из них оказывался сбитым на землю. Часто договаривались биться «до трех раз». Бились «в одиночку» только с противником, который считался равным по силам, возрасту и искусству ведения боя. Биться с неровней считалось позорным.
    Необходимо упомянуть о разновидности боя «один на один», которая называлась «выйти на одну руку». Это означало «драться с противником одной рукой, в то время как другая плотно привязана кушаком к туловищу бойца. Противник же действует обеими руками». Участвовать в такого рода бою могли позволить себе лишь исключительно сильные и искусные бойцы.
  2. Бой «раз на раз» («раз за раз», «бой через черту») также являл собой поединок двух бойцов. На земле обозначалась черта, по разные стороны от которой друг против друга становились противники. По жребию один из них наносил удар первым, другой боец в это время мог лишь защищаться, приложив руки к уязвимым местам (сердце, «подмикитки» и др.). Уклоняться от удара при этом запрещалось. Затем наносил удар его противник. И так до тех пор, пока кто-либо из них оказывался на земле или признавал свое поражение. Иногда условливались наносить по три удара. В это время соблюдались и общие правила кулачного боя.
  3. Бой «сцепляка-свалка» («свальной бой», «сцеплянка», «свалка», «сцепельный бой»). Это было массовое противоборство двух партий, когда «противники шли в бой врассыпную и тузились в толпе». Цель боя состояла в обращении в бегство противника. При этом соблюдались основные правила игры.
  4. Бой «стенка на стенку» («стена на стену», «бой стеною», «стеночный бой», «стенной бой», «стенки») был наиболее распространен и представлял собой массовое противоборство двух партий, наступавших друг на друга «стеной», которая являла «плотно сомкнутый ряд, строй бойцов». Цель боя состояла в удержании своей территории и окончательном вытеснении противной «стенки» с поля боя.
    Традиционные правила этого боя наряду с общими содержали следующие положения:
    • «лежачий в драку не ходит», в силу чего боец, сбитый на землю в ходе наступления противной «стенки» («лежачий»), не имел права, поднявшись в тылу ее, снова вступать в бой; в пределах своей «стенки» и на нейтральном пространстве продолжать бой разрешалось;
    • «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «с крыла и сзади не заходить», что предусматривало ведение боя строго фронтом против фронта и запрещало направлять удар в тыл («сзади») и во фланг («с крыла») противной «стенки» («лицо», «грудь» — суть передняя сторона, фронт «стенки», или ее середина, центр);
    • «на чужую сторону не переходить».
    Игра «стенка на стенку» проводилась в несколько этапов. «Зачин» («завязка», «затравка»), начало боя, открывался «заигрышем» («задиранием»), в ходе которого противники, стоя на расстоянии, взаимно подзадоривали друг друга, распевая частушки, прибаутки, припевки, в которых содержались насмешки над противником, подчеркивались собственные достоинства. Кроме этого, раздавались боевые кличи, имевшие целью поднять дух своих товарищей, например: «Давай бою!», «Давай, давай на кулак!», «Поддай бою!».
    Далее «зачин» мог развиваться двумя путями. В одном случае после «заигрышей» с обеих сторон сходились подростки 13—15 лет и начинали одиночные поединки между собой — «сшибки», затем они постепенно составлялись в «стенки» или продолжали биться врассыпную. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой, как бы защищая своих, вступали юноши («выростки») 16—18 лет, которые наступали друг на друга «стенками», состоявшими из одной-двух шеренг. Один из отрядов, тесня противника, встречал на своем пути «стенку» взрослых бойцов противника и, не вступая в соприкосновение с ней, выходил из боя.
    В другом случае после «заигрышей» происходил поединок сильнейших представителей двух сторон. На свободное пространство перед выстроившимися «стенками» взрослых бойцов выходил «охотник» и делал вызов противнику, выкрикивая, например: «Давай бойца с того конца!». Перипетии поединка вызывали живейшие отклики соперников, победа одного из бойцов задавала тон игре и служила сигналом к его продолжению.
    В некоторых местах бытовал «зачин», сочетавший в себе оба варианта: после боя между партиями подростков и юношей происходил бой «один на один» «охотников» из взрослых. После «зачина» начиналась основная часть игры. Первые шеренги («ряды») «стенки» в большинстве случаев состояли из молодежи 19—24 лет («женихи», «холостые», «возрастные парни»). Они первыми вступали в бой и через некоторое время перегруппировывались на «крылья» следующих за ними шеренг взрослых («женатых»). Число бойцов в «стенке» могло колебаться от десятков до нескольких сотен и даже тысяч человек.
    «Стенка» строилась по семейно-родственному, территориальному, профессиональному, социальному или этническому признакам. В ней четко различались центр («середка», «грудь», «лицо», «чело»), фланги («бока», «крылья»), тыл («зад»), а также часто резерв («запас»). У нее был руководитель («вожак», «атаман»), который накануне боя держал совет с ближайшими помощниками и сильнейшими бойцами, где ими определялся план построения «стенки», тактика боя и т.п. «Вожак» непосредственно участвовал в бою, определял моменты и направления решительных ударов, маневров, подбадривал бойцов. Применялись различные тактические приемы: удар «клином», наступление на одном или обоих флангах, их сочетания. Красочное описание такой тактики можно найти у М. Горького: «Городские ведут бой с хитростями, ...выдвинут из своей стенки против груди слобожан пяток хороших вояк, и, когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом...».
    «Стенка» являлась очень подвижным соединением. Последние шеренги постоянно пополняли свежими силами первые ряды, и таким образом осуществлялась передышка, периодическая смена и перегруппировка бойцов, вследствие чего бой мог продолжаться часами. В игре очень велика была роль отдельных выдающихся бойцов («силачи», «надежа-бойцы», «записные бойцы»), которые обычно либо ставились в центр, ведя «стенку» в бой, либо находились в резерве и вступали в борьбу в наиболее ответственный момент. Свои «силачи» были в каждой деревне, рабочем квартале, профессии и т.п., они пользовались большим уважением среди окружающих.
    Особое значение придавалось сохранению монолитности, целостности «стенки» в бою, вследствие чего запрещался произвольный выход бойцов из шеренги. Они должны были, как говорится в одном из сообщений, «становиться нога в ногу».
    При наступлении одной из «стенок» («ломить стеною») другая могла быть вытеснена с поля боя («опрокинута»). В этом случае последняя организованно, сохраняя строй, отступала до определенного рубежа, за которым преследование запрещалось и где можно было перегруппироваться и снова вступить в бой. В другом случае «стенка» могла быть «пробита», «сломлена», «смята». Тогда строй ломался, «стенка» превращалась в неорганизованную толпу, которая обращалась в беспорядочное бегство, преследуемая опять же до определенного предела, за которым можно было вновь построиться и продолжить игру. Вытеснение «стенки» с поля боя в ту или другую сторону могло происходить в ходе игры по нескольку раз, а окончательный «пробой» или «опрокидывание» ее означали конец игры. Полем боя обычно служила любая открытая площадка достаточных размеров — улица, площадь, перекресток, пустырь, овраг, поле, ледяной покрой реки, озера, пруда и т. п. За боем обыкновенно наблюдали многочисленные зрители из разных сословий, они подбадривали свои «стенки», обсуждали перипетии боя, спорили и бились об заклады. По свидетельству современника, к боям «относились тогда как к увлекательным, захватывающим зрелищам».

В ряде мест для обеспечения успеха в бою бойцы прибегали к заговорам, причем заговоры сопровождались ритуально-магическими действиями.

В данной игре крайне важно соблюдать правила, нарушение же их вело к увечьям и даже смерти.