Дружественные проекты:

Мастерская группа JNM 

Ролевые игры живого действия 

Александр 6 

Золотые Леса

Комкон-2007. Ролевой конвент в Москве





Система образования в России

Версия для печати

В 1802 году в России было учреждено Министерство народного просвещения, при котором создано Главное правление училищ. По уставу 1804 года система народного образования, подчинённая министерству, включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты; между учебными заведениями устанавливалась преемственность. Россия была разделена на учебные округа во главе с попечителями. Центрами местного управления учебными заведениями становились университеты.

Помимо Министерства народного просвещения делами образования занимались также Ведомство учреждений императрицы Марии и Ведомство православного исповедания.

Ведомство учреждений императрицы Марии являлось органом управления благотворительными учреждениями. В его ведении находились сиротские приюты, богадельни, больницы для неимущих, а также институты благородных девиц и некоторые женские гимназии (т.н. Мариинские).

Ведомство православного исповедания управляло делами церкви. Одной из его обязанностей был надзор за образованием и воспитанием детей. Во всех начальных и средних учебных заведениях наравне с прочими дисциплинами было введено обязательное преподавание закона Божьего.

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Земская школа.

Земские школы открывались в сельской местности и находились в ведении земств. Подавляющее большинство учеников составляли дети крестьян. Земские школы предполагали 3-4 летний срок обучения; в них преподавали закон Божий, чтение, письмо, арифметику и, по возможности, пение. В некоторых школах преподавались также природоведение, география, история.

 

Церковно-приходская школа.

Изначально церковно-приходские школы назывались приходскими училищами и являлись двухгодичными. В 1864 году они были переданы в ведение Синода и получили название церковно-приходских школ.

Церковно-приходские школы создавались при церковных приходах, в основном – в сельской местности. Существовали трех- и пятигодичные школы. В этих школах преподавались закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика и история. Материал для чтения был по большей части религиозного содержания. Управлял церковно-приходскими школами совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники дьяконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища.

 

Высшее начальное училище.

Высшие начальные училища были распространены в небольших городах, изначально носили название уездных училищ и были двухгодичными. В 1872 году переименованы в городские училища, а в 1912 – в высшие начальные училища. В них обучались в основном дети буржуазии, служащих и зажиточных крестьян. Училища состояли из четырех классов. Существовали мужские и женские училища. Совместное обучение мальчиков и девочек не практиковалось.

Здесь преподавались русский язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, гимнастика (в женских училищах, кроме того, рукоделие). Учащиеся, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы гимназии или реального училища, однако для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностранным и древним языкам.

 

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Классическая гимназия.

Гимназии являлись основой среднего образования. Большая часть учебного времени отводилась гуманитарным предметам. В гимназиях преподавались грамматика, литература, отечественная история, иностранные языки (как правило: французский и немецкий), а также, в обязательном порядке, древние языки – греческий и латынь.

Существовали мужские и женские гимназии. В гимназию принимались дети всех сословий и вероисповеданий, начиная с 8-9 летнего возраста. Срок обучения для мальчиков составлял 8 лет, для девочек – 7-8 лет.

По окончании гимназии проводились выпускные экзамены и выдавался аттестат зрелости. Выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. Девушкам, окончившим 7 классов гимназии, выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, а окончившим 8 классов – домашней учительницы. Кроме того, девушки, окончившие 8 классов гимназии, могли поступить без экзаменов на Высшие женские курсы.

 

Реальное училище.

Изначально реальные училища назывались реальными гимназиями и были 7-ми классными. Переименованы в училища в 1872 году.

В отличие от гимназий, основное место в учебном плане реальных училищ отводилось естественным и точным наукам. Также большое внимание уделялось иностранным языкам. В общественном сознании «реальное» образование ставилось на ступень ниже, нежели классическое; ученики реальных училищ, по сравнению с гимназистами, считались как бы «людьми второго сорта».

В реальные училища принимались только мальчики. Срок обучения составлял 6 лет. Выпускники реальных училищ могли поступать в высшие технические учебные заведения или на физико-математические и медицинские факультеты университетов.

 

Кадетский корпус.

Кадетские корпуса являлись военно-учебными заведениями. Принимались туда по преимуществу дети дворян, главным образом офицеров. Дети недворянского происхождения тоже могли поступать в кадетские корпуса, но их количество было крайне ограничено.

В кадетских корпусах предпочтение отдавалось точным и естественным наукам. Помимо этого, учебной программой предусматривалось изучение наук, необходимых для государственной службы – воинское и морское искусство, фортификация и артиллерия, а также эстетическое и духовное воспитание – рисование, живопись, музыка, танцы и т.п. Большое внимание уделялось и физической подготовке. В курс обучения входили гимнастика, плавание, фехтование.

Курс обучения составлял семь лет. По окончании кадетских корпусов воспитанникам присваивалось офицерское звание или гражданский классный чин.

 

Институт благородных девиц.

Институты благородных девиц являлись закрытыми учебными заведениями, куда принимались, в основном, дочери дворян. Учебный план включал иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие и различные виды домоводства, правила «светского обхождения» и т.п.

Курс обучения и воспитания в институтах благородных девиц составлял 7-8 лет. По окончании института девушки имели право поступления в высшие женские учебные заведения.

 

В отличие от гимназий и реальных училищ, в кадетских корпусах и институтах благородных девиц девушки и юноши не только обучались, но также воспитывались и жили весь учебный год. Существовало некоторое количество приходящих учеников, но это было скорее исключением, нежели правилом.

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Университет.

Университеты являлись основой высшего образования. К 1913 году на территории Российской империи существовало 10 университетов: в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Казани, Киеве, Юрьеве, Томске (с 1888), Варшаве, Одессе (с 1864), Саратове (с 1909). В большинстве университетов были медицинский и юридический факультеты. Многие делились на 4 факультета – медицинский, историко-филологический, юридический и физико-математический. Исключением являлся Юрьевский университет, где не было юридического факультета, но был богословский, а также Петербургский, который имел факультет восточных языков, но не имел медицинского.

Студенты сдавали экзамены дважды в год. По окончании университета присваивалась одна из двух ученых степеней – магистра либо доктора.

Помимо студентов университеты могли посещать вольнослушатели, которые допускались ко всем видам занятий и к государственным экзаменам, но не имели студенческих прав и льгот. В отличие от студентов, вольнослушателями могли быть и женщины – на равных с мужчинами правах.

 

Высшие женские курсы.

Первые высшие женские курсы появились в 1869 году в Москве и в Петербурге. На них принимались выпускницы гимназий и институтов благородных девиц. Как правило, курсы были двухгодичными. В составе высших женских курсов находились такие отделения, как историко-филологическое, физико-математическое, естественноисторическое, химико-фармацевтическое и др. Выпускницы женских курсов получали право преподавания в гимназиях вплоть до старших классов, им присваивались звания учительницы средних учебных заведений или врача. Самыми известными среди высших женских курсов были курсы Герье (c 1872) в Москве и Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге (c 1878).

 

Институт. Курсы.

Институты и курсы являлись формами высших учебных заведений, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. В России существовали такие учебные заведения, как политехнические и технологические институты и курсы, лесные институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты и курсы – как для мужчин, так и для женщин.

 

Образование всех ступеней являлось платным, и оплата была довольно высока. Поэтому, несмотря на формальное отсутствие разграничений между сословиями, на деле обучаться могли лишь дети состоятельных родителей. В некоторых учебных заведениях существовали вакантные места, на которые ученики принимались бесплатно, если демонстрировали прилежание и особые успехи в обучении. Однако количество таких мест было ограничено.

 

Для более детального ознакомления с мировоззрением и бытом подростков начала XX века мы рекомендуем вам следующие литературные произведения:

 

Кассиль, Лев

Катаев, Валентин

Куприн, Александр .

Чарская, Лидия

Чуковский, Корней