Женский костюм

Характерная особенность женской одежды ХХ века – это резкое сокращение количества необходимых предметов туалета. Ушел в прошлое модный в самом начале века силуэт с «голубиной грудкой», требовавший жесткого корсета, неестественно изгибавшего фигуру. Новые корсеты – прямые, начинающиеся над талией, плотно прилегающие по бедрам; сокращается количество косточек, а для облегчения движения внизу делаются эластичные вставки. Правда, они все равно оставались непрактичными, и даже в 1912 году в них было довольно неудобно сидеть.

Для спортивных занятий и с неглиже уже с 1900 года носили короткий корсет, сделанный из трикотажной ткани или тесьмы, которые слегка растягивались. В 1911 году появились первые пояса из эластичной ткани с небольшим количеством косточек, без планшетки спереди, иногда с застежкой по бокам. Т.к. в 1910 году в моду входит более тонкий силуэт с высокой линией бюста, то появляются первые грудные лифы – будущие бюстгальтеры. Зачастую это просто полоса ткани с вытачками, проходящая под грудью и поддерживаемая бретелями на плечах.

Прочее нижнее белье также подчинялось требованиям нового прямого силуэта: от множества слоев и предметов остается грудной лиф, нижняя юбка (одна, а т.к. некоторые юбки имели подкладку – то и она не является необходимой), короткие панталоны. Некоторые женщины, особенно пожилые, и дети продолжают носить тонкие шерстяные жилеты, панталоны, комбинезоны – но это редкость.

Юбки 1909-1910 годов – прямые, оборки и прочая отделка по подолу из моды выходят. Длина – до подъема ноги, могли быть и более короткие варианты, особенно это касалось танцевальных платьев (типа «танго»), встречаются юбки с запахом и разрезом. Многие юбки делаются на подкладке. Встречается сужение к лодыжкам и застежка юбок на пуговицы.

Английская блузка – один из самых популярных предметов дамского гардероба. Носили блузку как с жакетом, так и без него, шили из муслина, вуали, кружева (необходима была нижняя кофточка из непрозрачной ткани), украшали мережками, аппликацией, защипами, вставками, складочками, цветной шелковой вышивкой. Чаще всего блузки были белыми, но встречаются варианты в цвет юбки. Более просто вариант блузки, носимый с гладкой шерстяной юбкой или костюмом, в 1910 году становится основной одеждой работающих женщин.

Английский костюм (жакет или пиджак и юбка) стал одним из основных элементов гардероба женщин всех социальных слоев. Модные изменения в основном касались формы пиджака или жакета: однобортные, двубортные, срезанные спереди, в форме болеро, длиной до талии, с баской, прямые. Однако с 1910 года в основном длина их держится на уровне ниже бедер; как правило, они имеют закругленные лацканы и застежку на пуговицы ниже талии. Костюмы часто имели ромбовидную форму, особенно с 1912 года, за счет кроя жакетов со слегка завышенной талией, полочки которых скашивались назад (от талии спереди до бедра сзади) и расширялись поверх юбки, сужавшейся к лодыжкам.

К 1910 году одежда из одного предмета в основном вытеснила составные варианты, хотя подкладка лифа или корсеты еще встречались, а легкие юбки обязательно имели чехол или подкладку. Очень популярными становятся легкие белые дневные платья («платья для чая», «полотняные платья»), очень простой формы, но на плотном чехле носили изысканные газовые или тюлевые верхние платья, украшенные вышивкой, вставками и кружевами, линия талии этих платьев часто была завышенной. Цветные варианты встречались несколько реже. Самым популярным был V-образный вырез горловины. Основным силуэтом была «юла» - завышенная талия, драпировка на бедрах, узкая юбка.

Вечерние туалеты с 1910 года обычно состояли из одного предмета или имели накидку; юбки касались земли; шлейфы срезались по прямой линии или острым мысом. В одном платье часто использовался контраст тканей, вставки, игра цветов и т.п.

Блестящие и сверкающие украшения женщина со вкусом надевала лишь к бальному вечернему туалету. При этом выйти в вечернем платье на улицу и, например, дойти пешком до театра или знакомых считалось верхом безвкусицы. Надев нарядное платье и украшения, полагалось нанять экипаж. Кроме того, в начале XX в. для выездов на званые и торжественные вечера представительницы наиболее богатой части общества стали шить специальные «сорти-де-баль» — накидки из дорогой ткани или меха, прикрывающие роскошный наряд.

Женские пальто могли варьироваться по длине довольно мало: покрывать платье или костюм или быть короче на 7-8 см. До 1910 года носили в основном плащи и накидки во весь рост, позже они сохранились только как вечерний вариант. Летом носили плащи-пыльники из шелка или тонкой шерсти для езды в автомобилях, к ним носили отдельные капюшоны из легких тканей, иногда поверх шляп. Фасон пальто в основном придерживался прямой линии, хотя часто встречались длинные воротники или отвороты, переходящие в низкую застежку, они часто украшались вышивкой по воротнику и манжетам. Вечерние накидки и плащи отделывались контрастной подкладкой, мехом, перьями, вышивкой, аппликацией, кружевными оборками. Для выхода на улицу и для визитов модные журналы рекомендовали иметь особые дополнения к нарядам, так как выходить на улицу в том же платье, в каком ходили дома или предполагали быть в театре, — считалось дурным тоном.

 

Шляпы начала ХХ века удивительно разнообразны: варьируются размеры полей, существует масса видов отделки. Однако примерно с 1910-1912 года размеры шляп уменьшаются, появляются токи, разнообразные береты (касторовые, плюшевые, бархатные, шотландские клетчатые, вязаные), небольшие шляпки без полей или с узкими полями. С вечерними платьями очень популярны тюрбаны, головные повязки, перья. Более крупные, богато украшенные шляпы понемногу исчезают из обихода.

Носили также шляпы с вуалями, чаще всего короткими. Длинные и густые вуали надевали только во время путешествия (например, в автомобиле) или в период траура.

 

Каблуки на дамских ботинках и туфлях были высотой 5-6 см, сужались в середине. Выходные туфли застегивались на пряжку, пуговицы; носили «оксфордские» туфли на шнуровке, ботинки для сельской местности с круглыми носами. Самые распространенные цвета – черный, реже бежевый или серый верх; летом носили белые туфли к светлым платьям. Туфли в стиле «танго» имели ленты, перекрещенные на лодыжках.

 

В это время носили тонкие фильдекосовые, шелковые и шерстяные чулки, в 1912 году появились вискозные. Самые распространенные цвета в 1900-1910 годы – черный и белый, позже встречаются цветные – гармонирующие с платьем или туфлями, со стрелками, кружевными вставками.

 

Дамские перчатки в это время – предмет первой необходимости. Дневные – короткие, с 2-4 пуговками, вечерние – из черной или белой лайки, очень длинные, до 20 пуговиц. Носят большие муфты в форме бочонка, часто в комплекте с длинным гармонирующим палантином из того же меха, украшенным хвостами, лапами, головой животного.

 

Зонтики – чаще всего кружевные, с подкладкой из муарового шелка, шифона, гармонирующие с платьем, с изысканными ручками. Веера постепенно выходили из употребления, особенно маленькие – а большие, из страусовых перьев, были очень популярны к вечерним платьям, равно как и боа с перьями, часто отделанные кисточками, достигавшие пола с вечерними туалетами и колен – с дневными. Понемногу также начинают употребляться газовые и шифоновые шарфы.

 

Дамские сумочки 1900-1910 годов – довольно большие, делали их из замши или кожи на металлической раме (дневные), парчовыми, бисерными, из металлической сетки или в стиле «Дороти» - собранные наверху, сшитые из ткани, гармонирующей с платьем (вечерние). Позже размеры их несколько уменьшаются, появляются сумочки в форме конверта.

 

Женские ювелирные изделия понемногу становятся более скромными, чем ранее, в моду входят серьги-гвоздики, жемчуг, а в 1910 году – восточный стиль. Обычно же дамы выбирали между заколкой, брошью, подвеской, ожерельем, цепью, браслетом, кольцами.

 

Приблизительно до 1910 года женские прически были пышными, широкими, с узлами или пучками на затылке; часто использовались накладные волосы и подбивка. Позже прически стали проще, пучок или узел опускался ниже, волосы на висках взбивались над ушами. Короткие стрижки для женщин более чем непопулярны. В начале века появилась завивка «перманент».

 

Девочки носили неплотно прилегавшие к телу платья с вышивкой длиной до голени; иногда под них надевали блузки, а также фартуки, защищавшие одежду. Выходные платья девочек шились из шелка, тафты, муслина, имели много оборочек и длину до щиколотки; поверх них надевали бархатные накидки с шелковой подкладкой.

Верхняя одежда: пальто прямого покроя, зимой отделывавшееся мехом, береты обычные или шотландские, фетровые шляпы зимой и соломенные летом. Часто летом также носили короткие белые носки с туфлями (со шнуровкой или ремешками), а девочки старше 12 лет - чулки, белые, коричневые или черные.

Волосы растили длинными. Девочки носили их распущенными или заплетали в косы с бантами из тафты или муара. большой популярностью пользовался большой черный «американский» бант. Выход в свет отмечался высокими прическами.

Было очень модным, чтобы мама и дочка надевали одинаковые платья.

 

Российские аспекты моды

 

Жены крупных буржуа, банковских дельцов, удачливых торговцев одевались в конце прошлого столетия у лучших российских портных. На их финансовые возможности были рассчитаны и модные украшения, и новые аксессуары одежды. Однако взгляд современника быстро отличал элегантную аристократку от стремившейся быть похожей на нее представительницы «третьего сословия». «Купеческий налет» сказывался в выборе тканей, «кричащей» роскоши драгоценностей, весьма «откровенном» декольте и прилегающем лифе бальных платьев. На улицу купчиху было узнать еще легче: наряду с модными пальто и манто, обрисовывавшими их крупные фигуры, купчихи и купеческие дочки часто носили бархатные салопы, часто на меху или на вате, с широкими рукавами и длинными пелеринами. Российские купчихи сознательно сохраняли в своем костюме эту вышедшую еще в 1830-е гг. из моды монументальную форму одежды, что позволяло им внешне отделять себя от разночинной интеллигенции, ориентировавшейся на европейские представления о стиле и умении одеваться.

Самым модным силуэтом считался силуэт «амфоры», для чего баску, шарф или тюнику драпировали спирально вокруг фигуры. Идеальной драпировкой являлись также меховые или страусовые боа. Дамы и барышни, следуя новой моде, заказывали платья с высоким глухим воротником-стойкой или же, наоборот декольтированные, открывавшие ставшие модными худые ключицы. Чаще других материалов использовались атлас и матовый, шуршащий шелк-муар, воспетый Игорем Северяниным. Платья из муара глухо и плавно колебались, подобно волнам. Типичными цветами стиля модерн считались водянисто-зеленый, серо-зеленый, пепельно-серый, черный в сочетании с лиловым или лиловато-сиреневым, а также, по контрасту, с огненно-рыжим. Модным дополнением прически почитались страусовые перья. Струящиеся платья и костюмы для визитов дополнялись своеобразными шляпами с огромными полями шире плеч или, наоборот, маленькими восточными тюрбанами с прикрепленной надо лбом отделкой, поставленной вертикально. Скользящая походка, бледное лицо с подведенными глазами и томный голос считались хорошим тоном. Особенным успехом стиль модерн пользовался в среде мелкой и средней буржуазии, а также у людей богемы, мира искусства, где среди актрис, поэтесс и художниц было немало поклонниц «изящной немощи».

Впрочем, российское общество начала XX в. состояло не из одних только «декаденток». Большинство женщин вовсе не интересовало отразить в костюме собственное понимание искусства одеваться. Они носили вещи, отстававшие от моды, поневоле избегая всяких экстравагантностей. Покрой, расцветка, отделка отвечали общему направлению и стилю, но были строже, корректнее, нежели модели в журналах. Большую популярность завоевали простые фасоны типа «принцесс» и сарафаноподобные юбки на бретелях, под которые надевались блузки. Особенно легко этот фасон привился в мещанской среде, так как напоминал традиционный русский костюм. Платье мещанок отличалось от одежды аристократок не столько фасоном, сколько умением, с которым оно было сшито, подбором материалов и отделок. Понятие «мещанский вкус» отражало отнюдь не вкусы женщин целого сословия, но характерное для не слишком состоятельных горожанок стремление дешевыми средствами подделаться под буржуазную роскошь.

В то время как мещанки, стараясь «быть не хуже других», «усовершенствовали» свои платья дополнительными бантиками, кружевцами, бахромками и «миленькими брошечками» (вроде ангелочков, сердечек и блестящих фальшивых камней), — женщины с хорошим вкусом старались избежать в одежде вычурности и лишнего блеска. Их костюм модифицировался в направлении большей практичности. Не избежала этого и домашняя одежда. Халаты, капоты и шлафроки с запахом были неудобны для женщины, озабоченной с самого утра домашними делами. Поэтому для дома многие горожанки стали шить простые свободные платья, поверх которых надевали фартук. Появившиеся в 1910-х гг. пижамы (их шили из шелка) в качестве домашней одежды не привились, оставшись символом утренней богатой праздности героинь «немого» кино.

Работницы российских фабрик не стремились угнаться за модой. Их обычной одеждой с конца XIX в. была по-прежнему сосборенная на талии юбка и свободная кофта с баской. Многие носили и платья, но чтобы покрой их был достаточно удобным, во всех швах немного отступали, лиф припускали пошире и не встрачивали в него «косточек», юбку укорачивали, на рукавах не делали напусков. Их рабочую одежду дополнял фартук и накинутый на плечи платочек, завязанный под подбородком. Излюбленными и недорогими тканями, из которых шилась каждодневная и праздничная одежда российских работниц, были ситец, миткаль, бумазея и сатин. Обувь к таким «нарядам» носилась соответствующая: кожаные ботинки с резинками по бокам, реже — грубоватые туфли на небольшом каблуке.

На небольших фабриках и в мастерских работницы нередко одевались вообще по-крестьянски, в сарафаны с кофтами или платья-рубахи. В деревнях же женщины и в начале XX в. оставались верными традиционной одежде, проверенным веками фасонам и крою. Только шить такую одежду (сарафаны, казакины, поневы) стали чаще из фабричных тканей, а не из домотканины. В сельской местности Центрального Промышленного района и Урала городская мода оказывала более сильное воздействие на крестьянский костюм. В начале XX в. крестьянки этих губерний стали покупать себе праздничные наряды в магазинах готового платья, появившихся в начале XX в. не только в крупных, но и в провинциальных городах.

 

Иллюстрации:

  • Купальный костюм

  • Форма горничной

  • Летнее платье и жакет

  • Шелковое пальто

  • Деловой костюм

  • Накидка

  • Шелковое платье

  • Спортивный костюм

  • Летнее платье (с выкройкой)

  • Шелковый жакет (с выкройкой)

  • Платья для визитов (с выкройкой)

  • Юбки (с выкройкой)

  • Летний костюм

  • Дорожный костюм

  • Вечернее платье

  • Верхнее платье

  • Платье для чая

  • Вечернее платье

  • Платье для чая

  • Вечернее платье в восточном стиле

  • Накидка

  • Верхнее платье

  • Шляпа с перьями

  • Шляпа летняя

  • Туфли


    http://ptales.holdgold.ru - "Провинциальные истории", 01.03.07